Мы онлайн!

Внимание! Материал содержит информацию о веществах, употребление которых может нанести серьёзный вред вашему здоровью!

Рецидив и срыв алкоголика, наркомана или игроманаАктуальность данной статьи продиктована необходимостью разъяснения понятия «рецидив» в проблеме зависимости и разведение его с понятием «срыв». Зачастую сами зависимые и их родственники объединяют эти два понятия. В чем же их отличия?

Рецидив — это тот момент, когда человек возвращается непосредственно к употреблению. То есть принял дозу наркотического вещества, алкоголя, вернулся к играм (если мы говорим о нехимической зависимости). В этом случае дальнейший сценарий развития событий — возврат на стадию употребления, которая сформировалась во время болезни. Сам зависимый может обещать, что это был единичный случай употребления и больше не повторится. Но опыт показывает, что самостоятельно остановиться могут единицы. Выход: детоксикация в условиях стационара с дальнейшей психолого-социальной реабилитацией.

Остановимся более подробно на рассмотрении понятия «срыв», где ответим на вопросы: «Как понять, что близкий в срыве»?

Что делать в ситуации срыва зависимого

Срыв — это возврат к прежним, аддиктивным, зависимым стереотипам мышления, неадаптивным паттернам поведения. Другими словами, «откат» выздоравливающего зависимого в болезнь. Стоит понимать, что можно быть в срыве, находясь химически «чистым». Здесь возникает необходимость рассмотреть понятие «трезвость». Зависимые и их родные понимают трезвость, как неупотребление. Не пьет, не курит, не играет, значит трезв. Трезвость — это прежде всего процесс выздоровления, внутренняя работа над своими мыслями, поступками, со своими эмоциями для успешной адаптации в социуме. Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы, что будучи химически чистым, зависимый может быть уже в срыве.

Основные признаки срыва:

  • возврат к негативному мышлению: стремление обвинить окружающих в своих неудачах, обесценивание «подарков» трезвой жизни, использование когнитивных ошибочных шаблонов по типу «либо по-моему, либо никак», «я знал, что всё закончится плохо», «они думают про меня только плохое», «они мне должны»;
  • возврат к прежним формам поведения: ложь, манипуляции, шантаж, воровство, агрессия, снижение активности, уход с учебы/работы, искажение режима дня;
  • восстановление прежних связей: общение с употребляющими людьми, посещение асоциальных компаний;
  • культивирование в себе обид, недовольств, раздражения, агрессивности, страхов, недоверия, протеста против близких и общества.

Психологические защиты

Для избавления от неприятных чувств, зависимый использует психологические защиты. С помощью защит он поддерживает свою «Я — концепцию» в стабильном состоянии. «Я- концепция» — это система представлений человека об окружающем мире, себе и своем месте среди других людей. То есть продолжает использовать выбранные формы поведения, не смотря на последствия. К психологическим защитам в аддиктологии относят:

  • простое отрицание — «Я не употребляю (не курю, не пью)», «У меня нет проблем с алкоголем, наркотиками»;
  • обвинение — «Я употребляю, потому что виновата мать (отец, жена, работа, государство)», «Если бы меня уважали в семье, я бы не употреблял»;
  • рационализация — «Я употребляю, потому что выходные, праздники»;
  • интеллектуализация — «Я слушал мнение врача, что наркотики полезны», «У меня было несчастное детство, мне надо избавиться от этих чувств»;
  • уменьшение — «Я не зависимый, так у меня работа, и под забором я не сплю», «Я же не колюсь»;
  • провалы в памяти — отдыхали в Турции, помнят два дня экскурсии, остальные дни употребления не вспоминают;
  • откладывание — «Брошу, как только найду хорошую работу», «С Нового года начинаю новую жизнь»;
  • избегание — «Я не хочу говорить об этом!», «Ты постоянно ко мне цепляешься»;
  • пассивность — «У меня было несколько реабилитаций, больше мне ничего не поможет.

Что может способствовать срыву

Дезадаптивные черты личности (дефекты характера), несформированные умения и навыки, неэффективные способы совладания со стрессом. То есть, если зависимый не работает со своей личностью, то результат предсказуем. Даже незначительный стресс, может быть толчком к запуску процесса срыва и рецидива в итоге. Признавая роль семьи в поддержании болезни, другим фактором срыва может являться созависимость членов семьи. Родственник прошел лечение и реабилитацию, а семья меняться не захотела. Наглядно можно привести следующий пример: больной бронхитом прошёл курс лечения, а вернулся в сырой, холодный подвал, где прожил пару дней и с рецидивом заболевания вернулся в больницу. То есть должны меняться и условия жизни. Также существуют рекомендации, которые способствуют поддержанию трезвости. Не зная «опасных ситуаций», семья может способствовать нарушений рекомендаций.

Какой выход, если вы поняли, что у близкого начался срывной процесс? Исходя из вышеизложенного выхода два:

  1. Работа зависимого со специалистами, направленная на формирование «здоровой» личности, адаптивных форм поведения, повышение стрессоустойчивости, критичности к заболеванию. Такая работа проводится по программе амбулаторного сопровождения зависимого при условии его химической «чистоты».
  2. Работа с членами семьи или со всей семьей. Цель работы — личностные изменения, формирование способности строить «здоровые» взаимоотношения, понимание специфики болезни зависимости и созависимости для построения реалистичных ожиданий. Такая работа предполагает информационные группы, вебинары, группы психологической помощи и взаимопомощи, индивидуальные консультации.

Системный подход, ответственность каждого члена и семьи в целом, увеличивает длительность ремиссий (периодов неупотребления в случае зависимости) вплоть до пожизненных.

Срывы и рецидивы — это этапы выздоровления, но только в том случае, если они служат опытом и стимулом продолжать работу на пути к трезвой жизни и счастливой семье.

Медицинский психолог Екатерина Кноблох

Лицензии
[su_carousel source=»media: 2521,2520″ limit=»20″ link=»custom» target=»self» width=»600″ height=»370″ responsive=»yes» items=»1″ scroll=»1″ title=»no» centered=»yes» arrows=»yes» pages=»no» mousewheel=»yes» autoplay=»5000″ speed=»600″ class=»»]
Наши специалисты
[su_carousel source=»media: 2522,2527,2524,2525″ limit=»20″ link=»custom» target=»self» width=»600″ height=»370″ responsive=»yes» items=»1″ scroll=»1″ title=»no» centered=»yes» arrows=»yes» pages=»no» mousewheel=»yes» autoplay=»5000″ speed=»600″ class=»»]
Описание деятельности
Описание деятельности
Похожие статьи
    Над реабилитацией вашего близкого будут работать только дипломированные опытные специалисты
    • Блонкин Андрей Владимирович

      Нарколог, психотерапевт

    • Баринов Александр Михайлович

      Нарколог, психотерапевт

    • Терехов Василий Станиславович

      Психолог-координатор программ

    • Терехова Анна Владимировна

      Генеральный директор

    • Золотарёв Максим Николаевич

      Руководитель центра «Здравница»

    • Кноблох Екатерина Сергеевна

      Ведущий психолог

    • Калайджян Кристина Ервандовна

      Клинический психолог

    • Алексей Васильевич Грогуль

      Психолог

    • Зайцева Элина Юрьевна

      Клинический психолог

    • Кошелева Татьяна Станиславовна

      Психиатр, нарколог

    • Акиничева Оксана Николаевна

      Психолог, администратор

    • Вадим Анверович Велиметов

      Консультант по зависимости

    • Воронина Венера Радиковна

      Массажист

    • Вячеслав Уткин

      Инструктор Кундалини йоги

      Документы наших клиник и реабилитационного центра
        Каждое употребление зависимого может стать последним. Медлить с обращением к специалистам нельзя

        Позвоните нам по номерам

        8 800 200 27 23

        8 495 127 73 03

        Или закажите звонок и мы свяжемся с вами в течение 2 минут (24/7)

        Благодарим за доверие! Ваша заявка зафиксирована.
        Мы свяжемся с вами в течение 2 минут!

        Консультация бесплатна и анонимна. Ваши данные защищены.

        Вызвать врача
        Позвонить врачу
        Написать врачу